Особенности совершения Литургии преждеосвященных Даров с пояснениями.

Литургия Григория Двоеслова, или преждеосвященных Даров, свершается в храмах в будние дни на протяжении Великого Поста. Это церковное богослужение пропитано печалью и покаянием. Ведь в великопостные дни верующие не радуются, а сокрушаются в своих грехах. Однако, благодаря милости Божьей и согласно церковным правилам, христиане даже в момент скорби могут причащаться Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии, совершенной в предыдущее воскресенье.

Дни Великого Поста для верующих всегда считались особенными. В этот период принято каяться за прегрешения. В будние великопостные дни в церквях не проводят полной торжественной литургии. Это запрещение содержится в Правиле 49 святейшего Лаодикийского Собора. Однако священнослужителям разрешено по средам и пятницам, а также в великопостные праздники, проводить Литургию преждеосвященных Даров. Это разрешение отображено в Правиле 52 святейшего Трулльского Собора. На великопостном богослужении нет приношения и праздничного освящения Святых Даров. Ведь в будние дни поста запрещается проводить полную торжественную литургию. Однако лишать христиан причастия и Божьей благодати церковными правилами тоже запрещено. Верующих даже в дни Поста причащают телом и кровью Господа. Святые Дары освящаются ранее на полной воскресной службе (по чину Иоанна Златоуста или Василия Великого) и сохраняются в каждом храме на святейшем престоле в дарохранительнице. История происхождения и значение в православии.

Правило свершать в храмах в великопостные дни Литургию преждеосвященных Даров зародилось на заре христианства. Такое богослужение было установлено самими апостолами, но вскоре забыто. Восстановил Преждеосвященную службу Григорий Двоеслов, живший в конце 6 века Папа Римский. Позже Шестой Вселенский Собор, пошедший в 80-81 годах 7 столетия, утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной Литургии в дни Великого Поста. Это правило было принято, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом. Василий Великий, составивший правила проведения Литургии византийского обряда, изменил и сократил богослужение, читаемое в скорбные дни. Его вариант великопостной службы был принят Константинопольской церковью. Раньше Преждеосвященная Литургия совершалась во все будние дни Великого Поста. Начиная с 15 века, великопостное богослужение читается только по средам, пятницам и в церковные праздники. В древности верующие в пост причащались вечером, поэтому литургия называется вечерней. В настоящее время Преждеосвященную службу проводят в храмах по утрам. Дни Великого Поста проходят в строгости, покаянии и ряде ограничений. Однако верующие даже в такой период не лишены святейшего причастия. Причащение позволяет христианам мысленно воссоединиться с Богом и получить Божью благодать. Великопостная Преждеосвященная служба и святейшее причастие поддерживают верующих в их духовном подвиге и укрепляют веру в Христа. Как проходит Последование — особенности службы с пояснениями.

Перед проведением Преждеосвященной Литургии совершается служба Третьего, Шестого и Девятого часа. В самом начале прославляется Спаситель, читается «Трисвятое», «Отче наш». Служба Третьего часа состоит из чтения Псалмов 16, 24, 50. Это обращение к Господу и моление о защите, спасении и помиловании. Читается кафизма. Богослужение Шестого часа состоит из Псалмов 53, 54, 90. Читается кафизма. Служба Девятого часа — это Псалмы 83, 84, 85. Читается кафизма. После этого идет Последование Изобразительных (восхваление Спасителя). Поются Псалмы 102, 145. Главная особенность этой великопостной службы — отсутствие проскомидии, то есть первой части полной литургии. Богослужение Преждеосвященных Даров (первая часть) начинается с Псалма 103. Это благословение и прославление Господа. После него сразу читается Ектения Великая. Священнослужитель и верующие молятся Господу и просят Спасителя о заступничестве, прощении грехов и Божьей милости. После Ектении Великой поются Псалмы 119, 120, 121, 122, 123. Верующие обращаются к Спасителю и просят его о помиловании и спасении. После чего читается Малая Ектения (молитва к Богу и просьба о помиловании). Затем поются Псалмы 124-128. После чего опять идет Малая Ектения. После слова «Аминь» поются Псалмы 129-133. Опять произносятся слова Малой Ектении. Христиане молятся Спасителю и просят о помиловании. Псалмы со 119 по 133 называются «Псалмами восхождения». Их во время службы должно быть 15. В древности пятнадцать святейших текстов пелись на ступенях Иерусалимского храма. Священнослужитель извлекает из священной чаши Святые Дары и помещает их на специальное блюдо (дискос), затем их переносит на жертвенник. В этот момент верующие встают на колени. После поется отрывок из Псалма 141 (молитва к Богу). Верующие просят Спасителя вывести их души из темницы, взывают к Господу, уповают на Его милость и восхваляют Его. После этого происходит вход с кадилом или Евангелием. Верующие прославляют Бога, даровавшего им жизнь. Затем произносятся слова молитвы «Да исправится молитва моя». Христиане взывают к Господу и просят о милости. Читается молитва святого Ефрема Сирина. Господа просят избавить душу от праздности и уныния и даровать целомудрие, терпение, любовь. Вторая часть богослужения начинается с Сугубой Ектении. Христиане обращаются к Господу и просят о помиловании. Далее следует Ектения об Оглашенных. Все верующие молятся об оглашенных, просят у Спасителя помилования. После идет Великий Вход со Святыми Дарами (ранее освященными). Читается молитва святого Ефрема Сирина, затем — Ектения Просительная. Верующие молятся Богу и просят Его исполнить их молитвы, избавить от скорби, гнева, спасти и заступиться. После моления идет Причастен. Священнослужитель восхваляет Бога, присягает Ему в своей вере, просит прощения за грехи и позволения причаститься. После чего происходит причащение мирян. Затем читаются молитвы по причащении. Спасителя прославляют, благодарят и просят о помиловании. В самом конце читается Псалом 33. Христиане прославляют и возвеличивают Спасителя, призывают грешников покаяться за грехи. Священнослужитель просит Бога помиловать людей и спасти их души.

Источник: https://pravoslavy.ru/liturgiya/prezhdeosvyashhennyh-darov



Archive

© 2015-2021 Храм электроника | Храм Вмч. и Цел. Пантелеимона | Воронежская область